Развитие по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Физическое развитие ребенка по месяцам

Девять месяцев волнительного ожидания и вот они самые замечательные мгновения в жизни каждой семьи – появление на свет малыша. В одночасье рутинная жизнь становится динамичной. Меняется и отношение к ней. Если до рождения ребенка взрослые жили для себя, то с этого прекрасного момента они в ответе за маленького человечка.
Нет сомнения в том, что все мамы и папы желают, чтобы их ребенок был самым умным, красивым, счастливым и здоровым. Благополучие ребенка, особенно в первый год жизни, полностью зависит от того, насколько заботливы его родители, знают ли они, как должно проходить развитие ребенка по месяцам в норме, наблюдать за изменениями, которые происходят с их чадом и адекватно их оценивать.

Развитие ребенка по месяцам: календарь развития

Чтобы молодые мамы и папы были уверены в том, что их ребенок развивается в соответствии с нормативными показателями, представляем шпаргалку календарь – развитие ребенка по месяцам до года.

1 месяц жизни

  • Малыш, который недавно появился на свет, большинство времени находится в состоянии сна. Так как ребенок длительное время был в положении «эмбриона», то можно увидеть следующее: если развести его ручки и ножки в разные стороны, они быстро возвращаются в исходное положение.
  • Первые несколько дней своей жизни малыш практически всегда находится с закрытыми глазами, изредка приоткрывая их. У грудничка может быть нарушена фокусировка и взрослым кажется, что его глазки как будто косят.
  • В данный период ребенок уже видит близко расположенные перед лицом объекты (20 – 25 сантиметров).
  • Если малыш лежит на ровной поверхности и ничто ему не мешает, он может совершать активные движения ногами и руками, которые сменяются отдыхом.
  • Примерно на третьей неделе жизни ребенок начинает слышать голоса и другие звуки, в ответ на которые замирает.
  • Действия ребенка в основном рефлекторные: захотел кушать – плачет, покушал – дремлет.
  • Первые звуки, которые издает ребенок 1 месяц – это крик, кряхтение, хмыканье, которые являются безусловнорефлекторными реакциями и возникают в результате чувства дискомфорта, вызванного голодом, болью и т.д.

2 месяца жизни

  • Ребенок 2 месяца может улыбаться при виде лица мамы, фиксировать взгляд на объекте (лице взрослого, яркой погремушке и др.) на протяжении от 5 до 10 секунд, следить глазами за передвижением игрушки из одной стороны в другую.
  • Движения ручками и ножками становятся более скоординированными. Кисти рук, сжатые в кулачки со временем разжимаются и ладонь полностью открывается.
  • Если ребенка положить на ровную твердую поверхность, может удерживать голову на протяжении 10 секунд.
  • Отмечаются различия в реакциях на неречевые и речевые звуки: ребенок может поворачивать голову, фиксировать взгляд.
  • Начинается довербальный период в развитии речи, который носит название «гуление» (вокализации «агу», «уа», «абу», «убу» и др.). Основными средствами общения ребенка со взрослыми – улыбка, плач, крик.

3 месяца жизни

  • Ребенок 3 месяца улыбается, вокализирует при виде знакомых ему людей.
  • Лежа на животике малыш в состоянии удерживать голову на протяжении 20 – 25 секунд, а в вертикальном положении – до 10 – 15 секунд.
  • Реагирует на яркие игрушки, следит за их передвижением, поворачивает голову, тянется к ним, пытается захватить и затянуть в рот.
  • Активно реагирует на голос разной модуляции (протяжное пение, громкий звук и т.д.), бытовые шумы, музыку.
  • Поворачивает голову в сторону появления звука.
  • Проявляет первые попытки сесть при помощи взрослого.
  • Активно гулит.

4 месяца жизни

  • Ребенок 4 месяца жизни дифференцированного реагирует на знакомых и незнакомых людей: улыбается, плачет, отворачивается, тянет ручки и т.д.
  • Если малыша положить на животик, он уверенно опирается на локти, высоко приподнимает голову и может удерживать ее на протяжении 30 – 40 секунд.
  • Когда малыш надодится в вертикальном положении, он в состоянии удерживать голову на протяжении 20 – 30 секунд.
  • В данный возрастной период ребенок делает первые попытки в переворачивании со спинки на животик. При поддержке со стороны взрослого может сидеть.
  • Концентрирует взгляд на лице взрослого и яркой игрушке в течение 15 – 20 секунд, внимательно следит за их передвижением.
  • Совершает первые целенаправленные действия с предметами, которые носят манипулятивный характер: облизывает, стучит, бросает и т.д. наступает новый период в довербальном развитии речи, который называется «лепет». У ребенка первые лепетные слова типа «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
  • Реагирует на свое имя.
  • В общении отдает предпочтение маме, а в игре – определенным игрушкам.

5 месяцев жизни

  • Ребенок 5 месяцев дифференцированно реагирует на знакомых и незнакомых ему людей, игрушки: улыбается, смеется, смотрит настороженно и т.д. Может сам инициировать общение, для это привлекает внимание взрослого улыбкой, протягиваем ручек. Если потребность в общении не удовлетворяется, начинает хныкать или плакать.
  • Действия ручками и ножками становятся более целенаправленными: тянется к игрушке, ее захватывает, бросает, стучит, отталкивает, соединяет ручки, познает свое тело путем поглаживания и т.д.
  • Уверенно переворачивается со спинки на животик.
  • Делает первые попытки в переворачивании с живота на спинку, подтягивании туловища с помощью рук, самостоятельном сидении.
  • Малыш активно лепечет.

Ребенок 6 месяцев жизни

  • Узнает родных, ярко реагирует на них, а также на любимые и яркие игрушки. Следит за их перемещением, поворачивает не только голову, но и переворачивается в их сторону. Активно взаимодействует с различными предметами. В состоянии их удерживать, бросать, стучать, перекладывать с одного места в другое, из одной ручки в другую.
  • Самостоятельно садится и сидит. Делает первые попытки в ползании. В этом возрасте ребенок уже может подползает к интересующему его предмету, который расположен на расстоянии от 15 до 35 сантиметров от него.
  • Может вставать, держась за опору или за руки взрослого. Реагирует на свое имя.
  • Активно лепечет. В речи могут появляться первые звукоподражания типа «би-би», «ав-ав» и др. Повторяет интонацию, с который говорит с ним взрослый.
  • Устанавливает элементарные причинно-следственные связи: нажал на кнопку – заиграла музыка, толкнул игрушку – она упала.

7 месяцев жизни

  • Малыш очень привязан к маме. Это проявляется в эмоциональном плане: плачет, когда необходимо с ней расстаться, радуется при ее появлении.
  • Понимает значение ряда слов: можно, нельзя, названия предметов быта, игрушек, действий т.д.
  • Самостоятельно садится и сидит. Держась за опору может вставать и устойчиво стоять. Быстро ползает в разных направлениях.
  • Ребенок 7 месяцев уверенно кушает с ложки и делает первые попытки в питье из чашки.
  • Может захватывать предметы, находясь в любом положении, выполнять с ними различные действия: подтягивать, отталкивать, собирать, проталкивать, нанизывать и т.д.
  • Активно лепечет, используя ряд звукоподражаний типа «мяу-мяу», «ав-ав», «баба», «дада» и др.
  • Ориентируется в знакомом помещении: знает, где находятся игрушки, может показать их месторасположения кивком головы, поворотом туловища, рукой.
  • Очень нравится рассматривать книжки, переворачивать страницы, играть в пальчиковые игры, такие как «Ладушки», «Сорока-ворона».

8 месяцев жизни

  • Малыш очень болезненно может переживать незначительное расставание с мамой. Бывает случаи, когда ребенок не остается даже с папой. Эмоционально и дифференцированно реагирует на знакомых и незнакомых людей, предметы и игрушки.
  • Боится громких звуков (стук, сирена, крик), сразу же реагирует на них, чаще всего в виде плача и крика.
  • Самостоятельно может сесть, сидеть, встать, передвигаться приставными шагами, держась за опору, и вперед, захватив руки взрослого. Ориентируется в знакомом пространстве.
  • Может выполнить элементарные поручения: принести, показать и т.д. Действия с предметами меняют свой характер от манипулятивного к соотносящему: соединяет части матрешки, накрывает крышками коробочки, нанизывает кольца пирамидки.
  • Ребенок 8 месяцев активно лепечет, в словаре увеличивается количество звукоподражений и лепетных слов. Очень любит танцевать, хлопать в ладоши, топать ножками и т.д.

9 месяцев ребенку

  • Ребенок дифференцированно проявляет свое отношение к тому, что происходит вокруг него и с ним. Если мама оказалась вне поля его зрения, начинает плакать; если вы вытираете ему лицо, чистите ушки, и ему это не нравится, начинает вырываться, отталкивать ваши руки.
  • В этом возрасте малыш активно ползает, ходит, придерживаясь за опору. Его интересуют окружающие предметы. Пытается до них дотянуться, но боится отпустить опору. Это может вызвать отрицательные эмоции. Плачем и криком старается добиваться желаемого, тем самым манипулирует взрослыми.
  • Ребенок продолжает активно лепетать. Сочетания лепетных слов и звукоподражаний образовывают «личный» язык ребенка, который может быть понятен только его близким.
  • Малыш отлично ориентируется в знакомом пространстве. Знает, где лежат его игрушки, запоминает места, куда взрослый положил интересующий его предмет.
  • Ребенок начинает проявлять первую самостоятельность в приеме пищи, одевании.

10 месяцев жизни

  • Малыш активно изучает окружающую обстановку: прислушивается к звукам, присматривается к окружающим людям, пытается подражать их действиям, интонации.
  • Отдает предпочтение определенным игрушкам и предметам, знает, как их использовать по назначению: машинку – катать, ложкой – кушать, из чашки – пить и т.д. Быстро передвигается, держась за опору.
  • Делает первые попытки в самостоятельной ходьбе. Может залезать на невысокие предметы и слезать с них. Любит танцевать под музыку. Обычно это раскачивания, притопывания, прихлопывания, «пружинки».
  • Мелкие движения пальцев рук становятся более скоординированными, что позволяет удерживать одновременно несколько небольших предметов.
  • Ребенок 10 месяцев прислушивается к речи взрослого, пытается ему подражать. В речи ребенка появляются первые слова типа «дай», «на», «ам-ам» и др.

11 месяцев жизни

  • В возрасте 11 месяцев ребенку, ребенок активно передвигается, старается все делать самостоятельно: ходить без опоры, кушать ложкой, пить из чашки, одеваться. Выполняет элементарные просьбы и поручения типа «принеси», «дай», «положи», «возьми».
  • Знает, что хочет, а чего не желает, выражая это утвердительным кивком и отрицательным качание головой. Понимает и знает, какие действия следует совершать при встрече и прощании.
  • Очень любит играть со звучащие игрушками, рассматривать иллюстрации, слушать музыку и выполнять под нее ритмичные движения.
  • Достаточно ярко и эмоционально реагирует на происходящую обстановку вокруг него, новые игрушки, знакомых и незнакомых людей.
  • Понимает, когда поступает хорошо или плохо. Любит, когда его хвалят. Может действовать только после одобрения со стороны взрослого.
  • Речь наполнена лепетными словами, которые ребенок начинает соотносить с реальными людьми, животными, действиями, например, «ам-ам», «баба», «пи-пи» и др.

12 месяцев жизни

  • Когда ребенку 1 год он уверенно ходит. Вместе с этим он все же может держаться за опору. Некоторые дети в этот возрастной период могут ходить самостоятельно.
  • Умеет переступать через небольшие препятствия, приседать, для того чтобы взять игрушку или другой предмет, который его интересует.
  • Знает, как играть с разборными игрушками: пытается собирать пирамидку, проталкивать объемные фигуры в прорези, соединять части матрешки и т.д.
  • Удерживает ложку в руке и делает попытки есть самостоятельно, пьет из чашки, которую придерживет двумя руками.
  • Уверенно выполняет легкие поручения: завет маму, находит и приносит игрушку, показывает части тела.
  • Начинает произносить осмысленные звукосочетания и слова, т.е. соотносить их с реальными объектами и действиями. В словаре годовалого ребенка насчитывается до 10 – 15 слов.

Итак, развитие по месяцам ребенка происходит динамично. Каждый период его жизни приносит новообразования как в количественном, так и в качественном плане. Однако хочется заметить, что все дети индивидуальны, поэтому изменения в их физическом, психическом и речевом развитии могут незначительно колебаться во времени. При этом смещение должно быть не более чем на 1 месяц. Если ребенок отстает на два и более месяца, следует обратиться к квалифицированным специалистам, которые окажут своевременную медико-психолого-педагогическую помощь.

Не очень статьяМожно было и лучшеНа троечкуХороший материал!Отлично! Очень понравилось ) (7 проголосовали, общая оценка: 4,71 из 5)