1 968 просм.

Чародеи среди нас или ребенок волшебник


Ребенок — незрелая личность, потому он и верит в волшебство. Иногда это помогает решить детские проблемы.
Маленькие дети психологически подобны первобытным людям. В частности тем, что они искренне верят в магию. Можно сказать, что все ребятишки в возрасте от 2 до 5 лет (а многие — до 7-8 лет и даже более) — маленькие колдуны :-).

Почему же это так? И как нам, взрослым, к этому относиться?

Что такое магия?

Она основана на вере в то, что — по выражению Сент-Экзюпери — «все связано со всем». У детей эта вера неосознанная, но очень прочная. Переставив лампу на другое место или скатав простыню в трубочку, мы что-то меняем в этом мире — и тем самым воздействуем на другие вещи, людей и события.

Вторая составляющая магии вот какая: дети верят, что все вокруг одушевлено. И есть такие особые — правильные — способы воздействия на Духи Предметов и Явлений. Если их знать, можно задобрить этих духов и добиться чего угодно. Допустим, если сказать «правильное» заклинание, может прекратиться (или, наоборот, пойти) дождь.

Я уже упоминала о сходстве детской психологии с психологией примитивного человека. Так вот, известно, что шаманы и прочие колдуны обладают особыми секретами по вызыванию дождя или обеспечению удачной охоты (для чего, скажем, рисуется на земле какое-то животное и это изображение многократно протыкается копьями, при этом еще нужно исполнить ритуальный танец, какие-то песнопения — и все будет хорошо).

Собственно, то, что «все связано со всем», — действительно так. Другое дело, что связи эти не такие простые и прямые, как кажется дикарям и маленьким детям. На самом деле существуют способы, скажем, увеличить вероятность успеха на охоте. Надо знать повадки животного, иметь хорошее оружие... Но это не магические способы.

Магия — это, кроме того, еще и эгоизм. Тот, кто прибегает к магии, хочет подчинить весь мир своим желаниям.

Хочет, чтобы все вещи, явления и люди служили его корыстным интересам.

Интересно, что в этом смысле современное человечество все еще находится на уровне магического мышления. Правда, только в области целей, а не средств. Средства используются рациональные — а вот цели остались иррациональными.

Вообще взрослые люди тоже не чужды магии. Постучать три раза по дереву, чтобы отвратить беду. Вернуться назад, если дорогу перебежал черный кот. Побрызгать помещение «святой» водой, чтобы дом долго стоял, а его хозяева жили счастливо. Магией пронизана практика всех мировых религий.

Когда человек верит в то, что изменив имя вещи, мы изменим тем самым ее суть, — это не что иное как магия. Допустим, сегодня у нас «милиция», а завтра — «полиция». Сегодня мы были одними, завтра — только от перемены названия — станем другими.

Человек верит в магию от слабости, неразвитости. Потому что чего-то не понимает, боится. Ему нужно убедить себя в том, что, совершив некие магические действия, он овладеет ситуацией.
Еще магия связана с интересной особенностью детей (и примитивных людей): их неумением отличать воображаемое от реального. Магическое овладение ситуацией — это иллюзия, самоуспокоение. Зрелый человек четко различает, где плоды его фантазии, а где реальность.

Как взрослым к этому относиться?

Во-первых, как к тому, что совершенно естественно. Ни в коем случае нельзя высмеивать малыша, который таким образом пытается справиться со своими собственными проблемами. Это пока единственный доступный ему метод.

Чтобы «отучить» детей от магии, их нужно развивать. С самого раннего возраста читать ребенку детские энциклопедии: благо, что сейчас их издается очень много и они прекрасно иллюстрированы, сделать вместе с ребенком икебана своими руками.

На прогулке объяснять, что такое дождь, почему листья на деревьях желтеют и опадают, почему вода замерзает зимой и так далее. Рассказывать о действительных связях между явлениями и событиями в реальном мире. Дать возможность маленькому ребенку экспериментировать с водой, снегом, песком, что-то строить.

Магию нельзя запретить или «прогнать». Она исчезнет сама собой, когда перестанет быть нужной. Зрелому, развитому, образованному человеку — она не нужна. А ребенку очень нужна.

Как мы убедились на примерах, склонность детей к магии можно даже использовать, чтобы избавить кроху от каких-то страхов, решить какие-то его психологические проблемы. Иногда это единственный выход.

Правда, злоупотреблять этим методом не стоит. Лучше его использовать только тогда, когда иначе никак не получается решить проблему ребенка.

История первая. Одеяло против нечистой силы.

Хотите знать о том, как окончательно была побеждена страшная Кукарямба?

Когда Виталику было три года, к нему по ночам стала приходить Кукарямба. Днем, при солнечном свете, она, наверное, спала. Что ж, всякая нечисть предпочитает шататься по дому и пугать людей именно когда темно. Мы с мамой Виталика просили мальчика нарисовать Кукарямбу, но он боялся, ведь «рисунок может ожить»... Потом я убедила его, что в мой кабинет Кукарямба войти побоится, ведь у меня есть «кляксы Роршаха». Это такой метод изучения личности: человеку показывают кляксы и просят сказать, на что они похожи. У меня листы с этими кляксами висят на стене. Оказывается, Кукарямба их боится. Виталик нарисовал все-таки Кукарямбу. Она у него оказалась похожа просто на перепутанный клубок ниток. И вот Кукарямба приходит по ночам: конечно, за Виталиком. Он ее очень боится и зовет маму. Кукарямба сразу дает деру. Но потом может вернуться. В итоге мама вынуждена 3-4 раза за ночь «гонять Кукарямбу». Я сказала Виталику, что есть верный способ избавления от любых Кукарямб. Нужно, когда ложишься спать, скатать в трубочку край одеяла и лечь на него. Тогда Кукарямба не придет. Виталик сразу мне поверил. Прибегнув к этому способу, малыш стал хорошо спать. Правда, если он все же просыпался ночью и оказывалось, что край одеяла, который он старательно скатал в трубочку, распрямился, наш герой в ужасе звал маму. К счастью, мама догадалась подарить сыну заколку, которой он скалывал скатанный край одеяла, и тот уже не мог распрямиться...

История вторая. Чудо-лампа.

Оказывается, самый обычный предмет способен успокоить и вселить в ребенка веру.
Папа четырехлетней Эли — геолог. Девочка обожает отца и очень тоскует, когда его долго нет. У нее ухудшается аппетит, она становится раздражительной, плачет. Из разговора с Элей и мамой сразу стало понятно: она боится, что папа больше не придет. Никогда. Именно это ее мучает. Если б она была уверена, что папа придет наверняка, — все эти неприятные явления сгладились или даже совсем прошли. Но как этого добиться? Мама много раз убеждала дочь в том, что папа непременно и обязательно придет. Но это не помогло. Тогда я спросила, есть ли у них дома предмет, который папа очень любит? Оказалось, это зеленая лампа у него на столе. Когда он приходит, прежде всего включает эту лампу. Тогда я очень серьезно объяснила Эле, что, действительно, раньше папа мог прийти, а мог и не прийти. Но теперь она, Эля, может сделать так, что папа точно вернется домой. Эля раскрыла огромные, как блюдца, глаза. И рот тоже раскрыла, как будто хотела меня проглотить. Да, да, это можно сделать!
Надо поставить в комнате Эли на окне папину любимую лампу и каждый вечер ее включать. Если не забывать это делать каждый день, папа точно вернется домой. Девочка задумалась. Мы с мамой терпеливо ждали, что она решит. Наконец, Эля спросила:"А ее боком каким поставить?" Вот она о чем размышляла! Я объяснила Эле, каким боком надо ставить лампу. После чего они с мамой отправились домой. И, представьте себе, Эле значительно полегчало. Она сама включала лампу, которая теперь всегда стоит у нее на подоконнике.
Эту магическую процедуру с лампой Эля проделывала два года! И только когда пошла в школу, постепенно отвыкла и уже не боялась, что папа может не вернуться домой, если не включить зеленую лампу на окне.

Реальный мир вытесняет магию.

Что могут сделать родители малыша, чтобы его склонность к магии постепенно сама сошла на нет?

1. Вы заметили, что ваш ребенок занимается какой-либо «магической практикой»? Не удивляйтесь, не смейтесь над ним и не запрещайте это делать (если это не что-то опасное для его здоровья или неприемлемо по этическим соображениям).
2. Постарайтесь догадаться, для чего это малышу нужно: какую проблему он таким способом пытается решить.
3. Ребенок чего-то боится и рациональные доводы на него не действуют? Вы сами можете предложить ему магический способ овладения ситуацией.
4. Поощряйте интерес крохи к волшебным сказкам, не пытаясь их «разоблачать» (то есть не убеждайте малыша, что на самом деле так не бывает).
5. С 2-3 лет рассказывайте ребенку больше о реальном мире, о связях и закономерностях в природе, объясняйте, что происходит вокруг него: почему летом тепло, а зимой холодно, почему брошенный камень падает на землю; старайтесь, чтобы малыш заинтересовался и сам искал реальные объяснения того, что он видит.
6. Постоянно укрепляйте уверенность ребенка в себе, давая ему возможность проявлять инициативу, считайтесь с его мнением.


Если вам понравилась статья, мы будем признательны, если вы поделитесь ею в социальных сетях. Для этого просто нажмите соответствующую иконку ниже